История и культура Японии

Беседы про Бусидо: Будосёсинсю – Самурайские жены

Когда ты самурай, но жена все равно грызет твой мозг.
Если поле битвы твой дом – с кем и за что ты бьешься?
Самурайская мудрость про семейные отношения.


Беседы про Бусидо: Будосёсинсю - Самурайские жены

Будосёсинсю: Отношения в самурайской семье

В Средневековой Японии дети взрослели рано.
В свой первый бой молодые самураи шли лет так в 12 лет.
Представьте себя в этом возрасте…
Жизнь в Японии всегда была насыщена звоном мечей и пением летящих стрел.
Постоянная готовность к смерти – не просто слова.
Посидеть в тени цветущих сакур и послушать пение лягушек удавалось нечасто.

Наверно поэтому японцы любят задумчиво наблюдать восходы и закаты.
Жизнь мимолетна – лови прекрасные мгновения, другой возможности может и не быть…

Это сейчас Япония славится долгожителями.
Раньше до преклонных лет доживали немногие – самые умные, хитрые, умелые… и молчаливые.
Самураи были суровыми людьми – положение обязывало.

Но если воины всю жизнь проводили на войне или к ней готовились – как они строили отношения?
В самурайских текстах мы постоянно видим упоминания жен и детей – воины все-таки успевали плодиться и размножаться.

Ну, с КОГДА – понятно – в промежутках между походами.
Даже самый жесткий самурай был готов оторваться от созерцания меча и потратить пару минут на жену и создание нового самурая.
Но КАК выглядело общение японских воинов со своими женами?

Об этом сегодня нам расскажет Дайдодзи Юдзан – самурай и философ 17-18 веков.
В своем классическом труде “Будосёсинсю: Напутствие вступающему на Путь Воина” он наставляет молодых воинов.

Про самурайских жен и мужей на ЮТуб

©️ Origin: Alex Serpen
⏱️ Продолжительность: ~ 11 min

Также по теме
Беседы про Бусидо: Вступление. Хагакурэ - Требовательность к людям

Глава 32: Самурай, который бьет жену — просто трус

Если жена делает что-то несоответствующее желаниям самурая, самое разумное — это объяснить ей, что правильно, а что — нет.
Если проступок ее незначителен, то лучше простить ее и быть терпеливым.

Если же муж чувствует, что жена его — самодурка, и от нее не будет никакого проку, следует навсегда расстаться с ней и отправить ее обратно к родителям.

Но если самурай не делает этого, и, считая женщину своей женой, повышает голос, ругает и оскорбляет, ту, кого люди почтительно называют супругой, то он ведет себя точно так же, как нищие поденщики, живущие на задворках городов и деревень.
Настоящий самурай не должен так поступать.

Не нужно даже говорить, что только трусливый и малодушный человек может размахивать перед женщиной мечом, бить ее и совершать подобные отвратительные поступки.
Тем более, если женщина рождена в древнем самурайском доме.
И хотя такая женщина скорее всего просто не допустит, чтобы муж распускал руки, ее горький удел — терпеть и молча лить слезы.

Ведь драться с соперником, который не способен сопротивляться — мерзко и позорно для самурая.
Человека же, который поступает так, как не подобает храброму воину, и делает то, что вызывает у храброго воина презрение, нельзя назвать иначе как трусом.

Мои слова предназначены тем, кто намеревается вступить на Путь Воина.

Дайдодзи Юдзан
Будосёсинсю: Напутствие вступающему на Путь Воина

Беседы про Бусидо: Будосёсинсю - Самурайские жены

Самураи и их жены

Дайдодзи Юдзан был советником князей и воплощением своих идей.
Он поднялся в военной иерархии за счет своих талантов и стал образцом для подражания для поколений самураев.

Т.е. перед нами не просто сборник заметок неизвестного автора.
И не схоластические размышления кабинетного ученого.
“Будосёсинсю: Напутствие вступающему на Путь Воина” представляет собой кодекс поведения, в котором рассматриваются различные аспекты жизни воина.

И хотя жизнь воина – поле битвы, изучение “Будосёсинсю” мы начнем с семейных отношений.
При всей концентрации самураев на процессе, когда война ведется ради войны, даже им нужно куда-то возвращаться после битвы.

Перед нами показательная цитата, которую с минимальными правками можно переносить в современность…
Слова наставника – просто квинтэссенция мудрости.
Кстати упоминания озвученных моментов часто встречаются в японских книгах на историческую тематику – т.е. речь идет про реальную практику отношений.

Подозреваю, что сейчас феминистки выльют на меня ведро кипятка.
Однако мы рассматриваем построенную по традиционным азиатским принципам семью.
К тому же и в 21 веке эта модель все еще достаточно распространена… ))

В цитате мы видим прямую констатацию факта:
Женщины таки выносят и выгрызают мозг мужчинам.
😎😎😎
Напомню:
Средневековая Япония. 17 век. Самураи.

Страна представляет собой жестко формализованное кастовое конфуцианское общество.
По конфуцианским канонам женская доля состоит в абсолютном служении мужу.

А тут – внезапно – требование мужчине быть терпимым, прощать женщине ее недостатки, сохранять достоинство даже в случаях, когда она явно неправа.
Находить общий язык и не действовать при помощи грубой силы.

Весьма к месту слова из другой культуры и эпохи:

Ты хочешь быть правым или счастливым?

Конечно женщины умеют выбесить, этот скилл у них прокачан на максимум.
Но ведь отношения – это всегда сложно.
Да и мы – будем честны – не новогодние подарки.

Пользуюсь случаем и передаю привет людям, которые уверены, что азиатки не выносят мозг.
Как отнесетесь к словам самого настоящего самурайского самурая?
Получается, что японки даже в 17 веке грызли мозг?..
👹👹👹

Ну а адепты мужского движения назовут наставника самураев аленем.
🦌🦌🦌
Прежде всего Дайдодзи Юдзан не считает женщин бесправными существами.
Да, они бывают вредными, в словах заходят слишком далеко и нередко “путают берега”.
Но наставник учит молодых воинов проявлять выдержку, сохранять достоинство и аккуратно разрешать семейные конфликты.

Слова самурая наполнены мудростью и опытом.
Видимо писал и думал про свою жену – по ходу она не раз проверяла его терпение.
🤣🤣🤣

Беседы про Бусидо: Будосёсинсю - Самурайские жены

Также по теме
История Уильяма Адамса, первого англичанина в Японии

Развод в Средневековой Японии

Крайне интересно упоминание развода.

Совсем все плохо?
Найти общий язык не получается?
Отправь жену к родителям.
А вот бить человека заведомо слабее себя недостойно воина.

Если отношения не получаются – не стоит ругаться.
Ни к чему мучить себя и ее – расставайтесь навсегда.
Важный момент для всех нас – сколько раз мы в своей жизни расставались и снова сходились?
Мы понимали, что отношения уничтожают нашу жизнь, но все равно пытались начать заново…

А ведь в том же 17 веке в России, Франции или Великобритании мужчина общественной моралью фактически обязывался периодически учить “женщину” – т.е. ее бить.
Чтобы, значит, знала свое место.

Это было нормой для любого сословия, степень “обучения” оставалась на усмотрение мужа.
Если европейский мужчина не проявлял должную твердость – за дело бралась свекровь.

Позволю себе упомянуть печально знаменитый “Домострой”:

Женщина там поставлена в положение почти что неодушевленного „аппарата“ по производству детей и обустройству быта.
Протоиерей Георгий Митрофанов: Критика “Домостроя”

В христианской традиции развод был запрещен в течение столетий.
Сама по себе идея сохранения семьи абсолютно правильна.
Но на практике запрет развода антигуманен и бесчеловечен.

Короли за разводом обращались к Папе Римскому.
Хотя и они часто шли более простым путем – отправляли жен в монастырь, где их морили голодом.
Или просто травили.
Люди попроще неудачные браки завершали иначе – мужья забивали жен насмерть.
В Средние века это было обыденное явление.

Ну так-то если муж убил жену – это тюрьма.
А вот если муж “учил” глупую жену, но в итоге умерла – он ни при чем.
Брак считался прекращенным по естественным причинам…

На фоне этого “Будосёсинсю” говорит о нормальности расторжения брака.
Неудачный брак не становился каторгой, из которой выход только в могилу.
Причем японки вполне могли вновь выйти замуж.

В отношениях все плохо?
Ну что с вами поделать…
Расходитесь.

Удивительный гуманизм особенно с учетом того, что во многих странах до сих пор нет развода.

Также интересно различие китайской и японской традиций.
Ведь в Китае женщине второй раз выходить замуж было разрешено только при коммунистах.
При этом до сих пор разведенная женщина считается как бы проклятой.
В реальности и сейчас ей крайне сложно во второй раз выйти замуж.

Да и у современных у нас отношение к разведенной женщине и разведенному мужчине очень разное.

Также мы должны помнить:
У самурая было законное право решать вопросы и жизни других людей.
Чем он регулярно пользовался.
Поскольку человек проводил жизнь в войнах – смерть в глаза он видел постоянно.
Так что корни семейной терпимости не в чьей-то сопливости или “аленеватости”.
Просто женщина признается личностью на уровне общества.

Беседы про Бусидо: Будосёсинсю - Самурайские жены

Честь женщины-самурая

Крайне важно, что за женщиной признается моральное право защищать свою честь.

В современном мире я знаю страны, где самооборона выходит боком прежде всего обороняющемуся.
Даже при наличии законов, которые гражданина вроде бы защищают.
Вы тоже знаете как минимум одну такую страну.
Про моральное право защиты чести я вообще молчу – об этом даже не смешно говорить.

Не зря возникла поговорка:

Лучше лежать на нарах, чем в тюрьме

Получается, что право на защиту чести было у мужчин и женщин в Средневековой Японии, но до сих пор нет в некоторых современных типа европейских и как будто демократических странах?

Кстати в самурайских наставлениях отмечается, что женщины тоже могут получать воинское воспитание.
Женщины тоже могут обладать духом и навыками воина.

Жена самурая по желанию может изучать посильные для нее воинские искусства.
Очевидно в Средневековой Японии понимали, что из забитого существа без личного достоинства воина не сделать…
Как интересно тогда устроены основанные на призыве срочников армии, в которых личность системно унижается и уничтожается…

Кстати в современном японском обществе очень многие женщины интересуются боевыми искусствами.
Прекрасная половина японской нации изучает не только работу с нагинатой (вид алебарды), стрельбу из лука или иайдо (искусство быстрого выхватывания меча и нанесение решающего удара).
Женщины изучают жесткие контактные единоборства – каратэ и фехтование на мечах.

Дайдодзи Юдзан говорит, что для восстановления своего имени и лица женщина имеет право убить недостойного мужа или кого-то еще.
Таким образом унижающего жену мужчину ждет не почетная смерть на поле боя – обиженная жена во сне перережет ему горло и будет права.

Тут поясню:
Для воинов любой вопрос – это вопрос жизни и смерти.
Иначе не о чем говорить.
Месть и воздаяние означает смерть, а не драку или спор на повышенных тонах.
Оскорбление смывается кровью.

В европейской традиции защита женской чести происходила на мужских дуэлях.
У самих женщин такого права фактически не было.
Да и какие шансы у женщины в дуэли против мужчины?

Конечно женские дуэли тоже случались – но это всегда были выяснения отношений между женщинами.
Т.е. не волосы друг другу драли, а брали в руки шпаги и бились до первой крови.
Да и случалось женские дуэли – прямо скажем – редко.

“Покорные” японки подобные вопросы зачастую решали сами…
Если японская женщина себя защищала – она брала в руки не сковородку, но меч.

Беседы про Бусидо: Будосёсинсю - Самурайские жены

Также по теме
Беседы про Бусидо: Хагакурэ – Учеба

Современные самураи

Наставник учит вести себя достойно по отношению к женщине без учета ее происхождения.
Уважение обязательно в любом случае.
Принял ее как жену – обязан заботиться и вести себя достойно.
Обязан!

Быть может в этом все дело?
Современные японцы считают себя наследниками самураев и их традиций.
Книги по Бусидо являются настольными для многих жителей Страны Восходящего Солнца.

Да, по нормам общественной морали женщина подчиняется мужчине.
Японское общество было и есть конфуцианское.

Но права и обязательства накладываются на обе стороны.
Сложный кодекс поведения восходит к древним самурайским традициям и регулирует все аспекты жизни.
За женщиной признается не только право обладать честью в самом суровом самурайском смысле этого слова, но и право эту честь защищать.

Интересный момент, о котором обычно не задумываются любители покорных азиаток.
Как насчет слома шаблона?
Смотрим на танцующих аниме-дэнс японок или сексапильных японских косплейщиц и не размышляем про Бусидо…

Для нас также важно, что современные японки подчеркивают необходимость уважения и считают его в отношениях одним из определяющих факторов.


Автор: Перепончатокрылый Серпень™
Asia in my mind
® all rights reserved

Также по теме
Беседы про Бусидо: Хагакурэ – Подчиненные

Книги про Бусидо

Книга “Бусидо. Кодекс самурая”


Бусидо. Кодекс самурая

Книга “Бусидо. Кодекс самурая” в электронном формате на ЛитРес

Автор: Миямото Мусаси, Юдзан Дайдодзи, Ямамото Цунэтомо
Переводчик: А. А. Мищенко, А. А. Петрова, Р. В. Котенко
Издательство: Издательство АСТ
Объем: 310 стр. 31 иллюстрация

Первые самураи появились в Японии еще в VII в.
Шло время, cформировались устои морального кодекса самурая, позже превратившегося в свод заповедей «Путь воина» («Бусидо»).

Века сменялись тысячелетиями, но и по сей день моральный кодекс самураев не утратил своей актуальности.
В этой книге собраны наиболее авторитетные трактаты и руководства, посвященные бусидо.

«Будосёсинсю» Юдзана Дайдодзи, «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо и «Книга пяти колец» Миямото Мусаси непременно станут духовными спутниками каждого, кто ищет ответы на главные вопросы в своей жизни.

Книга “Дайдодзи, Цунэтомо, Сохо: Бусидо. Кодекс самурая”


Книга "Дайдодзи, Цунэтомо, Сохо: Бусидо. Кодекс самурая"

Книга “Дайдодзи, Цунэтомо, Сохо: Бусидо. Кодекс самурая” в бумажном формате в «Лабиринте»

Автор: Дайдодзи Юдзан, Сохо Такуан, Цунэтомо Ямамото
Переводчик: Котенко Р. В., Мищенко А. А.
Издательство: АСТ, 2018 г.
Объем: 320

Бусидо – Путь воина – это философия жизни и практика исполнения долга самурая.
Древняя японская традиция безупречного исполнения долга с достоинством аристократа, верностью слуги, бесстрашием воина и дальновидностью чиновника требовала от самурая недюжинных способностей, разностороннего образования и усердия в совершенствовании.

Быть совершенным, чтобы отдать совершенную жизнь и умереть достойно – вот цель самурая.

Тексты, из которых составлен этот сборник – наиболее авторитетные произведения, в которых содержатся наставления молодым самураям, изложение собственного опыта и отражается философия тех времен.

Их авторы – знаменитые самураи Дайдодзи Юдзан, Ямамото Цунэтомо и дзэнский наставник Такуан Сохо.

Серпень

Asia in my mind Страны: Россия, Беларусь, Украина, Южная Корея, Таиланд, Вьетнам, Турция, Египет
Подписаться на комментарии
Сообщать о
guest
0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments
НА ГЛАВНУЮ

= = =

Back to top button