Азиатские заметки

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Почему азиаты такие?
Причины жесткой практичности азиатов.
Как понять психологию и мировоззрение азиатов?


Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Основы понимания азиатского образа мышления

Если человек интересуется Азией или, не дай Бог 🤣, ведет с азиатами дела – у него по любому закрадываются мысли на тему беспросветной разности культур-мультур.

Но если дела иногда возможно вести с кем-то, у кого более понятный цвет кожи и разрез глаз, но когда ты в Азии на ПМЖ, жена азиатка… а может просто гложет любопытство… тогда понимать по-любому придется.
И все-таки – ну чего ж они такие… другие?

И ответ на этот вопрос есть.
Во всем виноваты:
Жара и болота
Рис
и, конечно же, Конфуций

История про мировоззрение азиатов, рис и учение Конфуция на ЮТуб

©️ Origin: Alex Serpen
⏱️ Продолжительность: ~ 9 min

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Также по теме
Чем интересна Азия

Азия начиналась с риса

Дружба человека и риса началась 9 тысяч лет назад, когда в Восточной Азии было одомашнено это капризное растение.
Хотя первые следы рисоводства найдены в Таиланде много позже – в середине 5 тысячелетия до нашей эры.
Рис как культуру наверняка возделывают уже более 7 тысяч лет.
Т.е. рисоводством люди занимаются достаточно долго…

Рис – одно из самых требовательных к условиям выращивания хозяйственное растение на планете.
Но зато и урожайность до 65 центнеров на гектар.
И рис идеально подходит климату Азии – он любит солнце, жару и болотистую почву.

Красноречивая поговорка про рис:

Голова в огне, а ноги в воде

Понятно, что просто так рисовые ростки в неглубокую воду не покидаешь.
Нужен уход…

И вот тут начинаются основы азиатского мировоззрения…
Образ жизни и преобладающая хозяйственная деятельность формируют образ мыслей отдельного человека и всю культуру народа в целом.
Мы то, чем мы занимаемся.
Именно рис сделал азиатов такими, какими мы их знаем и не понимаем.

Почему представители европейских народов такие индивидуалисты?
Потому что в Европе испокон веков нет жесткой нужды в коллективе.
Города и поселки строятся просто ради удобства и безопасности.
Но европейская семья всегда могла выбрать свободное подходящее поле и посадить пшеницу или рожь.

Живущий охотой может жить один и общаться с другими людьми только по надобности.
Соседи в целом редко обращаются друг к другу – например, к местному кузнецу приходят чтобы подковать лошадь.
Однако большую часть времени семьи ведут дела самостоятельно.
Каждая семья сама по себе.

Возделывание риса требует совместных усилий огромного количества людей.
Какой-то индивидуалист рисовое поле уже не организует – никакая семья в принципе не в состоянии заниматься рисоводством в отрыве от коллектива.
Усилий отдельной семьи, а иногда даже и клана, просто недостаточно.

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Рис и коллективные усилия

Понятно, что уход за своим полем требует наличия сильных рук.
Ну ладно, этот вопрос решается большими семьями.
Пара поколений с десятком детей – и вот уже работников для возделывания поля достаточно.
Отсюда традиционное для стран Азии большое количество детей в семьях и древняя практика многоженства.

Возвращаемся к 65 центнерам с гектара.
Хорошая урожайность риса позволяет накормить много людей.
Для хорошей урожайности нужен труд множества работников.
Как следствие – скученность проживания и гигантская численность населения всех основанных на выращивании риса народов.

Но смотрим на фото рисовых полей – эти сотни маленьких взаимосвязанных клеточек-полей.
Зачем посадки разделены на участки-квадраты?
Так устроено для регулировки уровня воды.

А рис воду очень любит.
При этом ее уровень приходится регулярно повышать или понижать.
Так что помимо ухода за собственным полем требуются сложные ирригационные системы.
Для рисовых полей от горизонта до горизонта необходимы многокилометровые каналы.

Все это хозяйство кто-то должен обслуживать.
И без совместных усилий множества семей эту задачу не решить.
Сотни людей собираются, продумывают проект, строят, копают, ремонтируют…

Для отвода воды на реках возводятся дамбы.
Для этого собираются несколько кланов и поселков.
Уже тысячи людей берут в руки лопаты…

А теперь представьте гористые районы, где рисовые поля расположены на террасах.
Там системы подачи и отвода воды в разы сложнее, чем на равнинах…

И без подобных систем хороший урожай не вырастить.
Потому ирригационные работы непрерывно ведутся в течение 7 тысяч лет.

Собственно именно благодаря рисоводству в Азии возникла ранняя государственность.
Развитая бюрократия уже тысячелетия обеспечивает управление и взаимодействие мириадов граждан.

Скученность населения необходима для поддержания сложнейшей системы в рабочем состоянии.
Личной жизни нет.
Всем есть дело до всего.
Значимы только интересы клана и деревни.
Индивидуальный мир ограничивается пространством твоей черепной коробки.

Люди переезжают в города, некоторым из которых тысячи лет, но всегда принцип тот же.
Таков их мир, по-другому не бывает.

Следствием является обесценивание отдельной личности, да и вообще индивидуальности.
Один ты не сможешь возделывать рисовое поле.
На войне от одного тоже нет пользы.
Потому в Азии везде и всегда решает масса людей.
Личность ничто.

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Также по теме
Все азиаты на одно лицо...

Рис и интересы клана

Есть еще один важный момент.
Не важно, что ты горбатишься на поле… если твои соседи на свой участок забили.

Твоя семья перестала работать на поле – вы умрете от голода.
Твои соседи не хотят трудиться – вы ВСЕ РАВНО ВСЕ сдохнете.
Потому что если соседи забросили свой участок канала – твой рис тоже не получит воду.

Тысячи лет жесточайшей зависимости друг от друга привели к пониманию, что выживание возможно только в коллективе.
В котором слово лидера абсолют.

Фактически это означает дисциплину боевого отряда, который находится в зоне военных действий.
Только тут солдаты все, кто способен работать в поле.

Следствие – запредельная практичность азиатов.
Если от тебя нет пользы – за борт.
Практичность на грани цинизма – представьте мотивацию человека, который выживает на войне.

Для азиатов подчинение является залогом общего выживания.
Исключение из коллектива равнозначно смерти.
Потому коллективизм и чувство плеча у азиатов в крови.

Именно поэтому азиатские диаспоры в других странах такие мощные и сплоченные.
Даже на чужбине азиаты никогда не бывают одиноки, они всегда вместе и друг за друга.
Ты ведешь дела не с одним каким-то конкретным азиатом, а со всем его кланом.

Отсюда же следует азиатский национализм и деление мира на своих и чужих.
Твоя жизнь и смерть – твое рисовое поле.
И поля твоих соседей.
Пот, пролитый всеми вами под безжалостным солнцем.

Любой чужак – враг.
Потому что он не работает на ваших полях.
Зачем он пришел?
Может он хочет разрушить все созданное вами?
Ведь чужак в состоянии просто по глупости уничтожить усилия поколений.

Центр твоей вселенной – твое поле и твой рис.
Все, кто с тобой на поле – твои братья.
Все остальные – враги.
Чужак = враг.

Представьте, как за тысячи лет рисоводство изменило мировоззрение людей…
И ведь в наши дни именно так формируется образ мышления миллиардов людей.

Меняем рис и деревню на японскую или китайскую корпорацию – и мы понимаем как она устроена, какая модель поведения требуется от каждого ее сотрудника.

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

А потом пришел Конфуций

А что же Конфуций?
Прежде всего такой мыслитель мог появиться только в Азии.
В свои трудах Учитель описал идеальное патриархальное общество, построенное на коллективизме.
А цель коллектива – выращивание риса.

Один из столпов конфуцианства – самоотверженное служение человека обществу.
Младший подчиняется старшему.
Абсолютный приоритет традиций и обычаев.

Но стоит понимать, что книга “Лунь юй” Конфуция – это не просто сборник поучений и рекомендаций.
По факту Конфуций кодифицировал мировоззрение того мира.
Получился такой кодекс азиата.

Кстати само учение Конфуция за прошедшие века видало разное.
После смерти Учителя множество последователей “допиливали” учение и приносили что-то свое.

Временами конфуцианство даже считалось опасным.
Об этом кстати будет отдельный разговор.

Ради выживания жестко патриархальное и повернутое на верность прошлому учение научилось быть гибким.
Если не хочешь “допиливать” учение – тогда вас будут “выпиливать”.
Ведь были периоды, когда конфуцианских ученых закапывали живьем.

Однако не обязательно погружаться в конфуцианские дебри.
Для начала достаточно обдумать сказанным Учителем Куном.
Важно понять:
В Азии древние слова имеют силу и наши дни.

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Также по теме
Как найти общий язык с азиатами

Конфуций как сердце Азии

За тысячи лет конфуцианский образ мышления стал неотъемлемой частью любого азиата.

Как уже заметил – временами учение подвергалось гонениям.
Но запрещать конфуцианство – это как указом отменить кишечник и желудок.
Типа с нового года мы переходим на питание солнечной энергией.
А желудочно-кишечный тракт отменяется за ненадобностью.

Ну а поскольку люди несовершенны – мы создаем министерство, которое проработает комплекс мер по переходу на новый образ жизни…
Очевидно, что толку от подобного министерства и его указов будет чуть менее, чем ноль.

Аналогичная ситуация в плане борьбы с конфуцианством.
С тем же успехом можно издать указ об отмене времен года.

Причем тот же среднестатистический таец вряд ли процитирует Конфуция.
Но когда изучаешь его поведенческую модель – понимаешь, что она прекрасно описана Учителем в 6 веке до нашей эры.

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Также по теме
Отличие путешествия по Азии от отдыха в Турции или Египте

Конфуций и современная Азия

Возвращаясь к началу, можно сказать:
Если вам интересна азиатская культура и вы хотите понять азиатов – открывайте “Лунь юй” Конфуция.
Древние строки станут ключом к пониманию образа мышления любого азиата.

Конфуций учил на основании своих представлений об идеальном мире.
И это было патриархальное общество, построенное на выращивании риса.
Для нас важно, что в относительно простом для понимания тексте для нас, западных людей, есть ответы на многие азиатские вопросы.

Конфуций не знал про самолеты и атомную энергию, но описал устройство современной Азии.
Точно так же во времена военного теоретика Сунь-цзы не было атомных подводных лодок, беспилотных дронов и комплексов спутникового слежения.
Но в наши дни его “Искусство войны” изучают в военных академиях мира.

Более того, вы можете обнаружить любопытный момент.
Задумавшись над словами Конфуция, вы вдруг начинаете понимать мотивацию людей, которые ну совсем далеки от конфуцианства.
Например, выходцев с Кавказа, жителей Турции или Ирана.

Ну, или вы хотя бы поймете что там думает себе ваша вьетнамская или тайская подруга.
😎😎😎
Конечно я сознательно упрощаю некоторые моменты.
Потому что если в рамках короткой статьи пытаться разом описать все нюансы… тогда задача понять в азиатском мире хоть что-то окажется невыполнимой.


Автор: Перепончатокрылый Серпень™
Asia in my mind
® all rights reserved

Как понять азиатов? Рис и Конфуций

Также по теме
Статистика суицидов: Россия, Южная Корея и Япония

Литература по теме: Конфуций и его учение

Подборка книг на тему конфуцианства…

Книга “Большая книга мудрости Востока” на ЛитРес


Книга "Большая книга мудрости Востока" на ЛитРес

Книга “Большая книга мудрости Востока” в электронном формате на ЛитРес

Перед вами «Большая книга мудрости Востока», в которой собраны труды величайших мыслителей.

«Книга о пути жизни» Лао-цзы занимает одно из первых мест в мире по числу иностранных переводов. Главные принципы Лао-цзы кажутся парадоксальными, но, вчитавшись, начинаешь понимать, что есть другие способы достижения цели: что можно стать собой, отказавшись от своего частного «я», что можно получить власть, даже не желая ее.

«Искусство войны» Сунь-цзы – трактат, посвященный военной политике. Это произведение учит стратегии, тактике, искусству ведения переговоров, самоорганизованности, умению концентрироваться на определенной задаче и успешно ее решать. Идеи Сунь-цзы широко применяются в практике современного менеджмента в Китае, Корее и Японии.

Конфуций – великий учитель, который жил две с половиной тысячи лет назад, но его мудрость, записанная его многочисленными учениками, остается истинной и по сей день. Конфуций–политик знал, как сделать общество процветающим, а Конфуций–воспитатель учил тому, как стать хозяином своей судьбы.

«Сумерки Дао: культура Китая на пороге Нового времени». В этой книге известный китаевед В.В. Малявин предлагает оригинальный взгляд не только на традиционную культуру Китая, но и на китайскую историю. На примере анализа различных видов искусства в книге выявляется общая основа художественного канона, прослеживается, как соотносятся в китайской традиции культура, природа и человек.

Книга “Конфуций: Суждения и беседы” на ЛитРес


Книга "Конфуций: Суждения и беседы" на ЛитРес

Книга “Конфуций: Суждения и беседы” в электронном формате на ЛитРес

Конфуций – древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства – философской системы, оказавшей глубочайшее влияние на культуру и цивилизацию Китая и Восточной Азии. Этико-политическое учение Конфуция – духовные и социальные правила жизни, которые уже более двух тысяч лет определяют особенности мировосприятия, способ мышления и нормы поведения китайцев.

Главную задачу своего учения Конфуций видел в сохранении традиций древней культуры, которые способствуют созданию гармоничного общества и ориентируют людей на достижение определенного социального идеала. Таким идеалом является цзюнь-цзы – совершенный, благородный человек, обладающий пятью добродетелями и своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире.

Основные взгляды Конфуция изложены в книге «Лунь юй» («СУЖДЕНИЯ И БЕСЕДЫ») – легендарном памятнике литературы, который представляет собой высказывания и беседы Конфуция, записанные его учениками и последователями.

Книга “Конфуций: Суждения и беседы” в “Лабиринт”

Книга "Конфуций: Суждения и беседы" в “Лабиринт”

Книга “Конфуций: Суждения и беседы” в бумажном формате в «Лабиринт»

Конфуций стал нравственным идеалом сотен миллионов людей.
На его высказывания ссылаются философы, политики и ученые всего мира, а фразы из “Суждений и бесед” сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.

“Суждения и беседы” – краеугольный камень философии Древнего Китая.
Легендарный памятник состоит из 20 глав, где в форме бесед или отдельных высказываний представлены основные положения духовно-этического учения, созданного Конфуцием.

Знание этой книги наизусть являлось обязательным требованием китайского классического образования. За самим же автором с древности утвердился титул “Верховный мудрец среди учителей прошлого”.

Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.
Такое общество построено на идее преданности – лояльности в отношении между начальником и подчиненным, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: “Не делай человеку того, чего не желаешь себе”.

Для всех, кто готов и сегодня стать учеником великого учителя, открыть сердце для важных истин и сделать этот мир немного лучше.

Сунь-Цзы, Лао-Цзы, Конфуций: Большая книга мудрости Востока

Сунь-Цзы, Лао-Цзы, Конфуций: Большая книга мудрости Востока

Книга “Сунь-Цзы, Лао-Цзы, Конфуций: Большая книга мудрости Востока” в бумажном формате в «Лабиринт»

Перед вами “Большая книга мудрости Востока”, в которой собраны труды величайших мыслителей.
“Книга о пути жизни” Лао-цзы, называемая по-китайски “Дао-Дэ цзин”, занимает одно из первых мест в мире по числу иностранных переводов.
Главные принципы Лао-цзы кажутся парадоксальными, но только вчитавшись, начинаешь понимать, что есть другие способы достижения цели: что можно стать собой отказавшись от своего частного “я”, что можно получить власть даже не желая её.

“Искусство войны” Сунь-цзы древнекитайский трактат, посвященный военной политике.
До сих пор никому еще не удалось сформулировать принципы ведения войны так же просто и афористично.
то произведение учит стратегии, тактике, искусству ведения переговоров, самоорганизованности, умению концентрироваться на определенной задаче и успешно её решать.
Идеи Сунь-цзы широко применяются в практике современного менеджмента в Китае, Корее и Японии.

Конфуций – великий учитель, который жил две с половиной тысячи лет назад.
Он не оставил после себя посменных поучений, но его мудрость, записанная его многочисленными учениками, остаётся прописной истинной и по сей день.
Конфуций – политик знал, как сделать общество процветающим и счастливым, а Конфуций – воспитатель учил тому, как стать хозяином своей судьбы.

“Сумерки Дао: культура Китая на пороге Нового времени”.
В этой книге известный китаевед В.В. Малявин предлагает оригинальный взгляд не только на традиционную культуру Китая, но и на китайскую историю.
На примере анализа различных видов искусства – живописи, каллиграфии, архитектуры, театра, скульптуры – в книге выявляется общая основа художественного канона, прослеживается, как соотносятся в китайской традиции культура, природа и человек.

Владимир Малявин: Конфуций

Владимир Малявин: Конфуций

Книга “Владимир Малявин: Конфуций” в бумажном формате в «Лабиринт»

Конфуций (551-479 до н. э.), первоучитель Поднебесной, мыслитель и философ, первым в истории открыл человека как творческое, общественное существо, провозгласив с простотой, достойной основоположника великой цивилизации: у человека нет более высокого призвания, чем воистину осознать себя человеком и стать творцом культуры – единственной реальности, которая целиком и полностью созидается людьми.

Учение его – конфуцианство, – оказавшее огромное влияние на цивилизацию Китая и Восточной Азии, до сих пор волнует умы и притягивает внимание не только Востока, но и Запада.

Известный китаевед Владимир Малявин, отразив в книге все основные сведения о жизни и взглядах Конфуция, завершает ее суждениями самого Учителя Куна, которые и сегодня, в век суеты и скоростей, остаются истиной:

“Благородный муж безмятежен и свободен, низкий человек удручен и скорбен”;
“Благородный муж заботится не о своих, но об общих интересах; низкий человек, напротив, заботится не об общих, но о собственных интересах”;
“Благородный муж миролюбив, но не льстив; низкий человек льстив, но не миролюбив”…

Жизнеописание мудреца, исполненное в повествовательной, а где-то и притчевой манере, несомненно заинтересует мыслящего читателя.

Серпень

Asia in my mind Страны: Россия, Беларусь, Украина, Южная Корея, Таиланд, Вьетнам, Турция, Египет
Подписаться на комментарии
Сообщать о
guest
0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments
НА ГЛАВНУЮ

= = =

Back to top button