Из Хагакурэ:
Идеальная самурайская семья по мнению Ямамото Цунэтомо.
Настоящая жена самурая
Мы прекрасно представляем себе японких жен.
Они тихие и покорные, шуршат по дому и не мешают мужьям заниматься своими настоящими мужскими делами.
Именно поэтому я сегодня решил поднять тему идеальных самурайских жен.
Прояснить вопрос и, быть может, что-то понять нам поможет Ямамото Цунэтомо и его «Хагакурэ».
Вопреки ожиданиям не будет ни слова про покорность и молчаливость.
Самурайская жена устроит хардкор!
История про жену самурая и месть на ЮТуб
©️ Origin: Alex Serpen
⏱️ Продолжительность: ~ 10 min
Хагакурэ: Самурай, его жена и месть
Человек по имени Такаги поссорился с тремя фермерами, жившими поблизости, и однажды был избит ими по пути с поля домой.
Его жена спросила у него:— Не забыл ли ты, что говорят о смерти?
— Нет, конечно же! — ответил он.— Мы знаем, что в любом случае человек умирает только один раз, — продолжала она. — Можно умереть от болезни, на поле битвы, в результате сэппуку или вследствие казни посредством отсечения головы. Но, как бы человек ни умирал, жалкая смерть — это всего позорнее для него.
Сказав это она вышла, но скоро вернулась.
Она заботливо уложила спать детей, приготовила факелы для ночного поединка и сказала:— Я ходила на разведку и мне показалось, что я видела, как эти три человека собрались вместе на совет. Теперь настало время. Пошли, скорее!
После этого, вооружившись короткими мечами, мужчина и его жена вышли из дома с факелами в руках.
Они лихо ворвались в дом, где собрались фермеры, и убили двоих их них, ранив при этом третьего.
Впоследствии мужчину приговорили к сэппуку.
Ямамото Цунэтомо “Хагакурэ”
Самурайская жена и честь ее мужа
Злые языки могут заметить, что хитрая жена избавилась от нелюбимого мужа.
Однако по законам Средневековой Японии самурая все равно ждала бы смерть.
Воин по глупости вляпался в неприятности и опозорился.
Разнообразия наказаний в то время не было — головы рубили и за меньшее.
Произошедшее все равно стало бы известным.
Вначале самурай стал бы посмешищем, потом история дошла бы до даймё.
Итог:
Разбирательство, суд, смерть и позор.
Если бы самурай победил бы тех людей, а ссора возникла не по его вине — все могло бы быть иначе.
В этом случае самурай защищал бы свою честь и был бы прав.
Быть может его даже наградили.
А тут какие-то мужики избивают воина, смысл жизни которого — война…
О каком-то сохранении лица речь не идет.
Какое тут лицо — мордой с размаху да в самую грязь…
Конечно самурай мог бы бросить все, сбежать куда глаза глядят и стать ронином…
Ронины тоже ведь когда-то были самураями…
В конце концов в этот период по стране бродило около 400 тыс. ронинов — так что наш герой точно не был бы одинок в своем горе.
Но его жену с детьми в любом случае ждала незавидная участь.
Если бы муж сбежал или был бы с позором казнен — ее ждало лишение имущества.
С детьми на улицу.
В лучшем случае она смогла бы найти убежище в храме или вернуться к родителям, если были те еще живы.
Или что?
Попытаться пристроить детей в «город цветов»?
Самой стать гейшей?
Для жены самурая такое хуже смерти.
Тут можно заметить, что реальная жизнь гейш разительно отличалась от распространенных романтических образов.
По вопросу можно рекомендовать хороший фильм «Мемуары гейши».
Именно поэтому женщина пришла к мужу и напомнила тому про смерть.
Она понимала, что муж смалодушничал.
Но его в любом случае ждала смерть.
Жена помогла мужу заработать смерть воина, но не труса.
Собственно финал об этом и говорит:
Разбирательство признало не только проступок, но и то, что самурай разрешил проблему, пусть и запоздало.
Для воинов того времени смерть через сэппуку (т.е. харакири) считалась почетной.
Вполне возможно, что женщине осталось имущество мужа — в конце концов она имела возможность как-то устраиваться дальше.
Ей могли назначить содержание или помочь вновь выйти замуж.
В любом случае это много лучше, чем в никуда с детьми…
Фермеры и самураи
Из истории не очень понятен статус участников.
«Хагакурэ» представляет собой сборник бесед с Ямамото Цунэтомо периода с 1709 по 1716 годы.
При этом больше чем за сто лет до этого произошла «Охота за мечами» — сёгун Тоётоми Хидэёси указом от 29 августа 1588 г. повелел отобрать у населения оружие.
Сёгун — военный диктатор и фактический правитель страны, участие императора в управлении было формальным.
Именно указ об «Охоте за мечами» закрепил жесткое разделение между сословиями в Средневековой Японии.
До этого между классами крестьян и самураев была возможна некоторая мобильность.
Т.е. обычный крестьянин мог стать асигару — «легконогим» — вооруженным яри (вид копья) пешим воином.
Собственно именно из асигару, а не из конных самураев, состояли армии японских князей того времени.
Решение было бюджетным настолько, что зачастую все вооружение асигару состояло из заточенного бамбукового копья.
Другими словами, основная масса асигару — это крестьяне с заостренными бамбуковыми палками.
Однако при некотором везении и способностях «легконогий» мог себя проявить.
Его мог заметить кто-то из высокопоставленных воинов.
В дальнейшем асигару мог даже стать настоящим самураем и заслужить собственный надел.
Неплохой социальный лифт для того времени.
Правда асигару становились и небогатые самураи.
Небогатые настолько, что они не только не могли позволить себе боевого коня, но и сами возделывали свое рисовое поле.
Т.е. по факту от простых крестьян их отличало только наличие меча.
Иронией было то, что запретивший перемещения между сословиями Тоётоми Хидэёси сам происходил из крестьянской семьи.
Будущий всесильный правитель Японии к вершинам власти поднялся с самых низов.
Но для других этот путь он закрыл…
Ямамото Цунэтомо рассказывает свои истории в неопределенном времени.
Т.е. события могли произойти задолго до «Охоты за мечами», когда у крестьян еще могло быть припрятанное оружие.
Но скорее речь о событиях, когда разница между крестьянским и воинским сословиями уже была жесткой.
Крестьяне — это только крестьяне.
Самураи — это только самураи.
В истории упоминаются фермеры, т.е. вероятней всего речь про обычных крестьян.
Правда если крестьяне повздорили с самураем и избили его…
Они были соседями нашего самурая и просто обязаны были знать кто он.
Почему они так себя повели?
Быть может самурай часто вел себя неподобающим образом и его не уважали?
Или он недопустимо сблизился с крестьянами, те стали грубо подшучивать над самураем, тот ответил… и понеслось…
Известная, кстати, проблема управления — потеря дистанции между начальством и подчиненными.
Быть может крестьяне напились и решили поиздеваться над самураем, с которым они особо не считались?
В конце концов даже самурай на полевые работы не станет брать с собой меч.
А в поле по колено в грязи они все просто работяги.
С другой стороны, после драки они собрались на совет — значит понимали, что события получат развитие.
Может они хотели напасть первыми — просто их опередили?
Замечу, что самурай и его жена организовали ночную вылазку и на их стороне была неожиданность.
Но они смогли убить только двоих, третьего ранили.
По всей видимости крестьяне все-таки сумели оказать сопротивление.
Во времена Ямамото Цунэтомо надобность в асигару из крестьян уже отпала.
Япония ушла в самоизоляцию, страну объединили, наступил мир.
Так что это были или совсем уж обнаглевшие крестьяне, или такие же самураи-асигару.
Однако Ямамото Цунэтомо четко дает понять, что Такаги был самураем — упоминаются его два меча и самурайская казнь через сэппуку .
А вот обидчики были просто фермерами.
Таким образом с уверенностью можно говорить, что у самурая проблемы возникли именно с крестьянами.
Киноиндустрия сформировала образ японских крестьян как задавленных тяжкой работой людей.
Которых самураи жестоко эксплуатировали и убивали по прихоти.
Но мы видим — крестьяне вовсе не были так уж просты.
Японские жены
Но самое интересное в истории — роль жены.
Ведь главная тут именно она.
И это очень важный момент.
Женщина ведет себя намного более по-воински, чем ее потерявший лицо муж.
Мы видим не просто семью, в которой кормилец попал в безвыходную ситуацию.
Перед нами настоящее боевое партнерство.
Муж и жена вместе вооружаются мечами и идут осуществлять месть.
История подается как пример для подражания.
И что там у нас с образом японок?
В разные периоды Японии отношение к женщинам было очень разным.
В одно время они обладали равноправием — в понятиях того времени, конечно.
Но в период сёгунатов началось усиление конфуцианских традиций — опять этот Конфуций!
К женщинам стали относиться как к говорящим инкубаторам яйцеклеток.
До 1908 года в Японии муж имел право убить жену за провинность.
Про гендерное равенство рано говорить даже сейчас, в 21 веке.
И в наши дни в Японии ситуация местами неприятная, иногда просто жутковатая.
При этом мы в очередной раз видим, что даже средневековые самурайские авторы воспринимают женщин если не как равных, но как обладающих честью и своим мнением людей.
И это очень важно, потому что для любого азиата вопрос сохранения лица является основополагающим в его отношениях с внешним миром.
Потерявший лицо человек перестает быть человеком.
Тут тоже, кстати, не обошлось без Конфуция, но об этом будет отдельный разговор.
Сейчас просто замечу:
Именно Конфуций был автором основного самурайского принципа:
Честь важнее жизни
Да, в Японии по нормам конфуцианской морали женщина до сих пор обязана подчиняться мужчине.
Конфуцианское правило трех подчинений:
Подчинение отцу, мужу и старшему сыну.
Но также у женщины есть право решать вопросы жизни и смерти.
А для жителей Средневековой Японии это абсолютная, высшая власть.
Бусидо говорит, что честь — это внутреннее состояние.
Тебя могут лишить жизни, но не чести.
Чести ты лишаешь себя сам — своими действиями или бездействием.
Автор «Хагакурэ» учит молодых воинов — каких женщин нужно брать в жены.
И напоминает:
Идеи Бусидо женщинам тоже доступны.
Вообще подобные истории в очередной раз подтверждают, что японки во все времена играли важную роль и умели добиваться своего.
Да, мужчина сильнее.
Он прямолинейный и жесткий.
Жестокий.
Но у женщин тоже есть своя сила — прежде всего хитрость и расчетливость.
Женское влияние на события не такое явное, но не менее значимое.
Даже Википедия говорит:
Реальные японки очень сильно отличаются от принятого стереотипа о «покорности».
Они только выглядят тихими и послушными.
Но стоит помнить: это только одна сторона их личности.
Реальность много сложнее.
Автор: Перепончатокрылый Серпень™
Asia in my mind
® all rights reserved
Книги про Бусидо
Книга «Бусидо. Кодекс самурая»
Книга “Бусидо. Кодекс самурая” в электронном формате на ЛитРес
Автор: Миямото Мусаси, Юдзан Дайдодзи, Ямамото Цунэтомо
Переводчик: А. А. Мищенко, А. А. Петрова, Р. В. Котенко
Издательство: Издательство АСТ
Объем: 310 стр. 31 иллюстрация
Первые самураи появились в Японии еще в VII в.
Шло время, cформировались устои морального кодекса самурая, позже превратившегося в свод заповедей «Путь воина» («Бусидо»).Века сменялись тысячелетиями, но и по сей день моральный кодекс самураев не утратил своей актуальности.
В этой книге собраны наиболее авторитетные трактаты и руководства, посвященные бусидо.«Будосёсинсю» Юдзана Дайдодзи, «Хагакурэ» Ямамото Цунэтомо и «Книга пяти колец» Миямото Мусаси непременно станут духовными спутниками каждого, кто ищет ответы на главные вопросы в своей жизни.
Книга «Дайдодзи, Цунэтомо, Сохо: Бусидо. Кодекс самурая»
Книга “Дайдодзи, Цунэтомо, Сохо: Бусидо. Кодекс самурая” в бумажном формате в «Лабиринте»
Автор: Дайдодзи Юдзан, Сохо Такуан, Цунэтомо Ямамото
Переводчик: Котенко Р. В., Мищенко А. А.
Издательство: АСТ, 2018 г.
Объем: 320
Бусидо — Путь воина — это философия жизни и практика исполнения долга самурая.
Древняя японская традиция безупречного исполнения долга с достоинством аристократа, верностью слуги, бесстрашием воина и дальновидностью чиновника требовала от самурая недюжинных способностей, разностороннего образования и усердия в совершенствовании.Быть совершенным, чтобы отдать совершенную жизнь и умереть достойно — вот цель самурая.
Тексты, из которых составлен этот сборник — наиболее авторитетные произведения, в которых содержатся наставления молодым самураям, изложение собственного опыта и отражается философия тех времен.
Их авторы — знаменитые самураи Дайдодзи Юдзан, Ямамото Цунэтомо и дзэнский наставник Такуан Сохо.
= = =